Меню

Информационные ресурсы Магаданской области
Размер шрифта
A A A
Цвет сайта
Ц
Ц
Изображения

Понятие СО НКО

Понятие «социально ориентированные некоммерческие организации» введено Федеральным законом от 05.04.2010 г. № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций». Непосредственно данные изменения коснулись 4-х федеральных законов: «О некоммерческих организациях», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О защите конкуренции».

 

Подробнее остановимся именно на тех изменениях федерального законодательства, которые коснулись непосредственно ФЗ «О некоммерческих организациях», которым вводится институт «социально ориентированные некоммерческие организации» и устанавливаются понятие «социально ориентированные некоммерческие организации»; виды деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с учредительными документами, при условии осуществления которых им (НКО) может быть оказана поддержка органами государственной власти и органами местного самоуправления; формы государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций; реестр социально ориентированных некоммерческих организаций; и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

 


Согласно определению, установленному ФЗ «О некоммерческих организациях», социально ориентированными некоммерческие организации признаются некоммерческие организации:


1. Созданные в формах, предусмотренных ФЗ «О некоммерческих организациях», а именно: общественные или религиозные организации (объединения), общины коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьи общества, фонды, некоммерческие партнерства, учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы), за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями;
2. Осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской федерации, а также виды деятельности, предусмотренные

1
1. социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан; 2. подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев; 3. оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам; 4. охрана окружающей среды и защита животных; 5. охрана и в соответствии с установленными требованиями содержание объектов (в том числе зданий, сооружений) и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронений; 6. оказание юридической помощи на безвозмездной или на льготной основе гражданам и некоммерческим организациям и правовое просвещение населения, деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина; 7. профилактика социально опасных форм поведения граждан; 8. благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества; 9. деятельность в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействие указанной деятельности, а также содействие духовному развитию личности; 10. формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; 11. развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации; 12. деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан Российской Федерации; 13. проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков защитников Отечества, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества; 14. участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ; 15. социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов; 16. мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, осуществляющих незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ 17. содействие повышению мобильности трудовых ресурсов; 18. увековечение памяти жертв политических репрессий. При этом следует отметить, что федеральными законами, законами субъектов Российской, Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться наряду с вышеуказанными видами деятельности другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.

 

При этом следует отметить, что федеральными законами, законами субъектов Российской, Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться наряду с вышеуказанными видами деятельности другие виды деятельности, направленные на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными ФЗ «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами указанных выше видов деятельности.

 

 

1

финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
- предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
- размещение у социально ориентированных некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
- предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования наряду с установленными формами поддержки вправе оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам.
Оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на финансовую поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, включая субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляются в порядке, установленном постановлением правительства РФ от 23.08.2011 № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям».
Оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.
Одновременно хотелось бы обратить внимание читателей, что ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривает поддержку не только социально ориентированным некоммерческим организациям, но и экономическую поддержку некоммерческим организациям в целом».
В частности, органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии с установленными ФЗ «О некоммерческих организациях» и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе в формах:
- размещения у некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение ра­бот, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном ФЗ «О размещении заказов на по­ставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
- предоставления гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
- предоставления некоммерческим организациям иных льгот.
Не допускается предоставление льгот по уплате налогов и сборов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим некоммерческим организациям материальную поддержку.
При этом следует отметить, что органы государственной власти и органы местного самоуправления поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям оказывают в приоритетном порядке.
ФЗ «О некоммерческих организациях» определяет полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, подробно регламентирует порядок ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки.
Так, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе относятся: разработка и реализация федеральных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, содействие региональным программам поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. В качестве основных механизмов реализации программ такой поддержки являются предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на цели конкурсного финансирования социальных проектов НКО, а также обеспечение инфраструктурной, информационной и методической поддержки их деятельности и т.д.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации наряду с другими включена разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций с учетом социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
К полномочиям органов местного самоуправления относится создание условий для деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе разработка и реализация муниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций с учетом местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей и т.д.

 

 

Дата публикации: 15.04.2019 18:04


Развернуть Свернуть